Недавняя связанная с гриппом паника в Украине заявила о себе весьма интересно и по-разному — вводящие в заблуждение заявления политиков, слухи о сговоре, маски (новейший символ статуса) и теперь еще цены на лимоны, чеснок и лук.
Согласно некоторым источникам, цены на лимоны, чеснок и лук значительно выросли (что не делает людей счастливее), заставляя политиков протестовать и даже провоцируя Антимонопольный комитет начать разбирательство.
Продавцы лимонов, чеснока и лука повысили цены, однако это не должно было стать большим сюрпризом: если внезапно увеличивается спрос — цены идут вверх. Подобный рост цен дал сигнал поставщикам, чтобы они увеличили поставки, и как только появится дополнительное предложение (или исчезнет дополнительный спрос), цены снова опустятся. Это тот же механизм, который описывает выросшие цены на недвижимость и увеличившийся уровень зарплат в период экономического подъема.
Возросшие цены, возможно, приведут к тому, что лимонов, чеснока и лука будет завозиться больше в Украину, чем в другие страны, где нет никакой паники, и потому что у нас лимоны, чеснок и лук будут употреблять для поддержания здоровья, а не просто ради вкуса или украшения. Короче говоря, удерживать цены на уровне, который был до паники, было бы неразумно, так как те имеющиеся лимоны, чеснок и лук, доступные покупателям, не использовались бы оптимально, и дефицит этих продуктов сохранялся бы дольше.
Люди, как правило, не возражают, когда их зарплаты увеличиваются, но недовольны, когда цены растут. Это не вызывает удивления. Исследование Даниеля Канемана (Нобелевского лауреата по экономике в 2002 г.) и его соавторов еще в 1980-х гг. показало, что большинство людей считают несправедливым внезапное увеличение цен продавцами, когда возникает шок в спросе. Следовательно, конкурентный рынок работает как механизм против чрезмерного увеличения цен: у продавцов, особенно тех, которые хотят сохранить доверие своих клиентов, будет стимул не повышать цену слишком высоко из-за опасения потерять своих покупателей.
Поэтому правительство часто считает, что ему стоит вмешиваться. И так происходит не только в Украине. Во многих американских штатах есть законы «против повышения цен», которые позволяют людям подавать в суд на компании, зарабатывающие на бедствиях, резко увеличивая цены. Вмешательство правительства может быть полезным, например, чтобы стимулировать импорт недостающих товаров или в случае, когда бизнес вступает в сговор с целью искусственно удерживать высокие цены. Но тогда решение ограничить увеличение управляемых спросом цен не будет правильным.
В то время как рыночные цены иногда несовершенны, очень трудно — особенно в Украине — понять, каким образом цены, установленные государством, принесут больше пользы. В конце концов для большинства людей предпочтительнее покупать по высокой цене, чем совсем не иметь возможности купить.
Колонка Тома Купе, директора Киевской школы экономики