Уже четыре месяца киевляне следят то за повышаемыми, то за понижаемыми тарифами на жилкомуслуги. С тех самых пор, как в мае городские власти решили увеличить цены на отопление и горячую воду почти на 50-100%, что вызвало сопротивление оппозиционных фракций в виде судебных разбирательств.
Вчера к этому непростому процессу добавилось еще одно звено — на сайте мэрии были обнародованы два проекта распоряжений Киевской горадминистрации, согласно которым тарифы на отопление и горячее водоснабжение будут снижены в столице почти на 30% и 23% — соответственно, но не с 1 ноября, как было заявлено ранее, а с 1 января. Это притом, что столичных жителей неделей ранее уверили в снижении тарифов со следующего месяца на самом высоком уровне.
Напомним, что 13 октября премьер Юлия Тимошенко заявила о договоренности с киевскими властями в рамках меморандума между «Нефтегазом», «Киевэнерго» и КГГА, согласно которому столичная компания будет получать бесперебойно газ вне зависимости от задолженности мэрии за энергоносители, а киевляне получат сниженные тарифы уже в ноябре.
В свою очередь, киевский градоначальник Леонид Черновецкий, выступая перед журналистами, сообщил, что новые цены будут действовать вплоть до мая следующего года. За это возвращение размеров платы за воду и тепло к уровню июня этого года в тот же день проголосовал Киевсовет. Любопытный факт — текст меморандума, в отличие от остальных регулярно заключаемых в последнее время нашей исполнительной властью, так и не был обнародован, и его содержание до сих пор остается загадкой даже для самих депутатов Киевсовета. «Мы сделали уже несколько запросов с требованием показать нам оригинал «подписанного» документа. Но пока так ничего и не добились»,— резюмирует секретарь комиссии по вопросам бюджета (Блок Виталия Кличко) Наталья Новак. Среди парламентариев даже распространяется информация о замене отдельных листов этого мифического документа, содержание которого не будоражило бы ничьи умы, если бы не многомиллионная цена вопроса.
Поэтому, как и ожидалось, на образцово-показательном примирении столичных властей и правительства дело не закончилось. Видимо, сочтя, что если Кабмин в меморандуме обещал уменьшить отчисления из Киева в госбюджет, дабы таким образом обеспечить столицу средствами для компенсации «Киевэнерго» разницы в тарифах только в следующем году, значит и тарифы можно снижать, только начиная с 2010 г. Так что популистский маневр Юлии Владимировны заморозить тарифы на жилкомуслуги на период предвыборной кампании (и даже с запасом, на случай затягивания избирательной забавы) ценой недополучения средств «Нефтегазом», для которого остановка газоснабжения была единственным способом «сбить» долги с КГГА, оказался под угрозой. Не исключено даже, что на подобный резонанс от своих обнародованных распоряжений и рассчитывала киевская мэрия, дабы склонить премьера к выделению средств столице, бюджет которой и так к концу года может обнаружить дыру в 5 млрд. грн.
Какова будет фабула нового эпизода в этом ЖКХ-сериале, прогнозировать трудно и бесполезно, поскольку явно не страдает прогнозируемостью и вся остальная деятельность нашей мэрии, умеющей, как никто другой, протащить на глазах у изумленного электората засекреченного слона через ушко иглы законодательства.
Колонка Натальи Давыденко, корреспондента отдела «Рынки»