Колонка Олега Кильницкого
Вот что случилось. Кабмин пытался продать на конкурсах государственные контрольные пакеты акций тепловых энергогенерирующих компаний — не получилось. Помешал президент Виктор Ющенко. Повторить попытку предполагалось в этом году — однако вновь безрезультатно. Помешал кризис, а также тарифная энергетическая политика самого правительства, загнавшего тепловую генерацию в миллиардные убытки.
К началу осени о тепловой генерации все забыли, а на Грушевского неожиданно родился новый план — распродать до конца года оставшиеся государственные энергопоставляющие компании — облэнерго. Середина осени, впрочем, уже наступила — о практической подготовке к приватизационным конкурсам пока ни слова.
Не менее сумбурным образом разворачивались события и в угольном секторе. В 2008 г. Кабмин намеревался распродавать отрасль лотами по три шахты в каждом. Поддержки у потенциальных инвесторов предложенный план не нашел. В 2009 г. появился новый проект — продать 99 шахт поодиночке. Эту инициативу никто из серьезных людей всерьез даже не обсуждал, так как обсуждать было нечего — 95% предложенного к продаже шахтного фонда являлось убыточным. А премьер-министр на одной из недавних встреч с избирателями заявила, что правительство уже считает неактуальной приватизацию угольного сектора и готово развивать отрасль из государственного бюджета.
Тем не менее поток инициатив от правительства не иссякает. На этой неделе была озвучена позиция НАК «Энергетическая компания Украины» относительно целесообразности объединения тепловой генерации с угольными компаниями. В частности, как заявил президент НАК ЭКУ Владимир Зиневич, имеет смысл передать в уставный фонд генкомпании «ОАО «Центрэнерго» угольные госпредприятия «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит».
С точки зрения формальной логики возникает закономерный вопрос, а в чем же состоит этот смысл? И не является ли более целесообразным и более полезным завершить приватизационный процесс в энергетической и угольной отрасли? Быть может, будет лучше, если частные инвесторы сформируют вертикально интегрированные компании (ВИК) в отечественном ТЭК (если будет на то необходимость) рыночным путем? Зачем государству, которое занимает первые места в мире по уровню коррупции и отсутствию экономических свобод, создавать и консервировать в своей собственности еще одну локальную энергетическую ВИК?
Может быть, государственные энергокомпании в Украине работают более эффективно, чем приватизированные? Тогда почему за последний год ни один из руководителей государственной энергокомпании не подал в отставку в знак несогласия с энергетической политикой правительства, загоняющего отрасль в финансовый и экономический тупик? Почему ни один из них не созвал пресс-конференцию и не сказал, что не желает нести ответственность за авантюрные и популистские действия исполнительной власти?
Позволю себе дать подсказку тем, кто не знает ответа на вопрос «Почему?». А потому, что благосостояние любого государственного менеджера в сегодняшней энергетике абсолютно не зависит от состояния возглавляемой им энергокомпании.