Колонка Олега Кильницкого
«Я смотрю, ты по-прежнему не любишь Юлию Тимошенко»,— сказал мне на днях коллега, поделившись впечатлениями от моей очередной статьи об энергетической политике правительства. Признаться, эти слова повергли меня в легкое замешательство. Попытался объяснить, что категории «люблю — не люблю» в моем понимании относятся к сфере личной жизни, а не к политикам, и что не следует создавать себе кумиров из виртуально-медийных вождей, чему и учит вторая библейская заповедь, которая журналистов должна касаться в первую очередь.
В свое время мне целых пять лет пришлось работать с одним из лучших экономических редакторов Украины, ныне покойным Михаилом Коломийцем. «Не влюбляйся в источник информации»,— частенько говорил он нам после прочтения того или иного материала, в котором угадывалась скрытая симпатия автора к интервьюируемому. «Достоинство рассматриваемого политика или руководителя, как и любого специалиста, определяется по результатам его труда»,— учил редактор начинающих корреспондентов.
Каковы же основные результаты труда «потужної команди» ныне? Развитие каких новых отраслей экономики и проектов государство стимулировало за это время? Сколько при содействии правительства было открыто новых предприятий и производств, и сколько новых рабочих мест создано? И если отбросить в сторону популистский и балаганный треп, что мы получили на выходе?
Катастрофическое падение доходов граждан с наступлением кризиса, тотальный рост безработицы, продолжающееся вымирание нации, произвол государственных органов, насилие над предпринимателями, хаос и бессистемность правительственных действий в реальном секторе экономики, массовое разочарование украинцев в собственной стране — вот та неприглядная картина, которая в первоочередной степени характеризует результаты работы Кабмина. Совершенно понятно, конечно, что «она работает» и «борется», а «они» ей «мешают» и «не дают». Тем не менее результаты «труда» подобными объяснениями не улучшишь.
Впрочем, когда нет результатов, их можно придумать. «Вопреки кризису строим самую большую в Европе Днестровскую ГАЭС»,— гласят развешанные по городу агитационные плакаты. Да, строим. Строим уже 25 лет и очень медленно за счет надбавки к тарифу на электроэнергию, к которой Кабмин вообще никакого отношения не имеет. Как и к достройке самой станции.
Несмотря на кризис, в стране также «создан стратегический резерв угля», которым, впрочем, завалены все склады шахт и тепловых электростанций и который некуда девать в условиях падения объемов производства электроэнергии. Еще у нас, вопреки кризису, полностью выплачивается зарплата шахтерам. Однако было бы очень сложно ее не выплатить в условиях, когда на каждую гривню произведенной государственными угольными компаниями продукции выделяется одна гривня бюджетных субсидий.
Впрочем, не намного большей содержательностью отличаются предвыборные щиты и других кандидатов в президенты. Остается, в частности, лишь догадываться, какой смысл вкладывали пиарщики Арсения Яценюка в словосочетания «новая индустриализация» или «продуктивное село». Зато понятно другое: нынешняя власть окончательно утратила связь с реальностью. На этом фоне настроения тех граждан, которые продолжают любить кого-то из вождей обанкротившейся власти, просто пугают.