На днях, подустав от застоя и информационного вакуума в электроэнергетике, я предался воспоминаниям. Мысленно погрузившись в середину 90-х, когда я начинал освещать энергетическую отрасль в СМИ, пришел вдруг к парадоксальному для себя открытию — оказывается, с тех пор в моей родной теме абсолютно ничего не произошло.
Все так же, как и 13-14 лет назад, власти гласят о достройке Днестровской ГАЭС, которая уже «строится» 25 лет и на которой в этом году обещают запустить аж целый первый гидроагрегат из проектных семи. Точно так же пишется и говорится о необходимости создания собственного ядерного топливного цикла и строительства завода по производству ядерного топлива, о грядущей установке на отечественных тепловых энергоблоках котлов с современными технологиями сжигания топлива, о неизбежном внедрении в стране в необозримом будущем конкурентного энергорынка.
Остается поблагодарить Сергея Тулуба, который когда-то, пребывая в кресле президента НАЭК «Энергоатом», сумел достроить энергоблоки №2 на Хмельницкой и №4 на Ровенской АЭС. Тем самым угольщик Тулуб, в отличие от своих коллег-атомщиков, вошел в историю как единственный, которому удалось что-то реально сделать для ядерной энергетики.
«В отрасли ничего не происходит»,— эти слова в последнее время все чаще можно услышать из уст журналистов и даже самих энергетических чиновников. Скука, безынициативность, подхалимство, бюрократизм, коррупция, интриги, воровство, бездельничанье, очковтирательство — все это царит в сегодняшней энергетике, которая продолжает оставаться преимущественно государственной и совковой.
Под стать отрасли и ее менеджеры. За годы застоя времен независимости первым лицам государства удалось воспитать соответствующий эпохе тип энергетического руководителя — конформиста и исполнителя, всегда готового взять под козырек. Периодически этих менеджеров меняют. Причем меняют, как правило, по замкнутому отраслевому кругу, перетасовывая после очередной смены правительства засаленную колоду.
Сам чиновничий аппарат при этом остается неподвижным. Раздутые сверх приличия штаты и абсурдная бумажная волокита вместе с советским КЗоТом помогают удерживаться в офисах целым семейным кланам. Гораздо хуже с кадровым наполнением обстоят дела в НКРЭ или в Госкомитете ядерного регулирования — в этих ведомствах нужно работать, притом квалифицированно, а украсть или выпросить нечего. Да и денег на зарплату в бюджете мало.
Подобно сельскому хозяйству, зависящему от сезонных циклов, украинская энергетика с эффектом маятника циркулирует в замкнутом кругу политического произвола, непрофессионализма и чиновничьего попустительства. Возникает закономерный вопрос: а нужна ли такой отрасли журналистика?
Быть может, правы были те люди, которые в непростые девяностые говорили автору этих строк: «Отныне тебе дорога в Минэнерго закрыта» или задавали вопросы после появления его публикаций в газетах наподобие: «Ты на чью мельницу воду льешь?».
Безусловно, чиновникам от энергетики журналистика не нужна. Зато энергетика нужна журналистике и обществу. Благо, в Минтопэнерго сегодня двери уже никому из журналистов не закрывают. Какой-то прогресс достигнут.
Колонка Олега Кильницкого