В тот момент, когда Янукович убежал, Путин и Россия уже проиграли. Это было сигналом их геополитического и стратегического проигрыша на 20-летие вперед.
Далее каждый шаг Путина и РФ был проигрышным. Так как он уже проиграл, ему оставалось просто реагировать, а в состоянии проигрыша реагирование только ухудшается. Он вынужден был захватывать Крым, чтобы Украина не стала членом НАТО вместе с Крымом. Когда Путин взял Крым, Россия получила санкции. Потом он должен был захватывать Донбасс, чтобы попытаться выменять его на Крым, что опять ухудшило его положение.
Каждый ход Путина все хуже и хуже, таким образом, он загоняет себя все дальше в тупик. Я считаю, что, когда он брал Крым, то допустил три стратегических просчета. Первый просчет – он не рассчитывал, что США и Запад будут настолько едины. Путин считал, что у него в Европе есть много «лояльных» стран, которые смогут заблокировать санкции, а если США и введут санкции самостоятельно, то это не страшно, так как Америка не очень важна в плане экономики и торговли для РФ.
Второй его стратегический просчет – недооценка степени пророссийскости в тех областях, которые он назвал «Новороссия». Путин думал, что там все мечтают о «русском мире», и только он скажет «Идите к нам», все выйдут с цветами и будут встречать РФ. Однако так не случилось, его ожидания не оправдались.
Третий просчет – Путин не предполагал, что украинцы смогут самоорганизоваться и эффективно защищаться.
Я считаю, что в России возможен только внутриклановый переворот. Вокруг Путина есть кланы, которые играют друг против друга и хотят подставить его, они одновременно торгуются с Западом, а также боятся усиления Кадырова. Если эти кланы решат Путина списать, то они повесят на него Крым и попросят Запад снять санкции в обмен на Крым. Только такой вариант возможен.
Я думаю, что в России не может быть такого Майдана, как в Украине. Только европейская нация может каждый день выходить на главную площадь страны и стоять там. Пока в людей не начали стрелять, все было очень цивилизовано. Россияне не способны на такое, у них другой менталитет. Еще российские классики писали о том, что «российский бунт кровавый и бессмысленный».
Теперь остается вопрос: как жить с таким соседом, как Россия, – очень просто. Как Израиль живет с арабами. Сосед – неадекватный, военизированный, с имперским мышлением, и вряд ли он когда-нибудь изменится. Нам нужно с этим смириться. В этом есть и плюсы. Это нам дает возможность включить внутренние резервы, чтобы быстрее реформироваться, создать армию, построить экономику.
Олег Пономарь, аналитик, политолог-международник