Мир вокруг нас меняется стремительно. Исчезают и появляются новые товары, компании, профессии. Кто сейчас знает, что такое сырье как пенька, когда-то была очень ходовым товаром на сырьевых ранках? А о профессиях фонарщик, скобарь, ямщик, коробейник, мытарь, секретарь-машинист мы знаем только по книгам и фильмам. Очевидно, что в наш век четвертой технологической революции множество функций, выполняемых людьми, исчезнет, а сложные управленческие процессы будут упрощены.
Бизнес стремится в неизведанные «голубые океаны». Развивается менеджмент: возникают новые виды взаимоотношений, бизнес-моделей, инструментов, хозяйственных операций.
Все это приводит к изменениям профессиональных функций финансистов и бухгалтеров, рождает новые профессии: финансовый и инвестиционный аналитик, аудитор, кредитный инспектор, финансовый контролер, профессиональный инвестор, трейдер, специалист по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), финансовый консультант.
В начале 90-х годов, в период становления предпринимательства, бухгалтер был для собственника «бог, царь и герой», один из самых важных и высокооплачиваемых сотрудников компании. Без одобрения главбуха не проходило ни одно решение, при этом финансовая служба предприятия также находилась под руководством бухгалтера.
В современных условиях очень часто роль бухгалтера сводится к формальному проведению документов и сдаче отчетности во всевозможные органы надзора и контроля, а функции финансового директора ограничиваются управлением денежных средств, проще говоря, казначейскими операциями. В среднем, бухгалтеру приходится заполнять и сдавать до 21 формы отчетности, а финансисту обрабатывать «море» платежей, закрывать пробоины в «кассовом» разрыве, находясь при этом в психоэмоциональном надрыве по поводу валютных курсов.
Хорошо, что на помощь нам пришли программные средства обработки информации, а получить консультацию или узнать об изменениях можно из Сети. Но всегда ли это хорошо?
Многие бухгалтера сегодня превращаются в заложников программных средств, использующихся для составления отчетов. Достаточно правильно расставить «галочки» в 1С и указать цифры, чтобы они автоматически были учтены и отражены в отчетности. С одной стороны, автоматизация учетных процессов позволяет упростить задачи, уменьшить вероятность ошибок или искажения фактов хозяйственной деятельности. С другой стороны, применение программного обеспечения модифицирует саму профессию, т.к. бухгалтера часто даже не задумываются или не считают нужным проверить, правильно ли программа учла проведенную операцию. Ведь баланс всегда сходится.
В последнее время наметилась тенденция к тому, что некоторые программисты, профессионально занимающиеся сопровождением бухгалтерских программ, иногда лучше ориентируются в методологии бухгалтерского учета, чем бухгалтера. Более редкое явление, когда бухгалтера сами разбираются в конструкторе или коде программы и настраивают ее в соответствие со своей учетной политикой. Взаимное проникновение этих двух профессий приводит к возникновению запросов на подготовку профессиональных программистов по программам бухгалтерского учета, даже такой высокой квалификации как соисканию диплома на знание международных стандартов финансовой отчетности ДипИФР АССА.
Те бухгалтера, функции которых сводятся исключительно к «нажиманию клавиш на клавиатуре», теряют ценность для работодателя.
Давайте посмотрим на факты. В октябре 2009 г. компания Tesco приняла очень смелое решение, открыв первый магазин Tesco Express, полностью оборудованный автоматизированными кассами, когда покупатель оплачивает покупку без кассира. На сегодняшний день многие сетевые супермаркеты типа Lidl, Sainsbury’s, Waitrose, Coles а в Киеве — «Велика кишеня», практикуют кассы самообслуживания. Такое технологическое нововведение приведет к существенной экономии затрат для сетевиков и исчезновении профессии кассира.
Другой пример влияния технологической революции на бизнес-процессы — применение радиочастотных меток RFID. RFID широко применяют крупнейшие розничые сети, такие как Metro (Германия), Tesco (Великобритания), Wal-Mart (США). В частности, сеть Wal-Mart насчитывает 3,5 тыс. супермаркетов и 1,2 млн. сотрудников. С 2005 года сто ведущих поставщиков должны доставлять в дистрибьюторские центры компании товары на поддонах и в коробках, оснащенных RFID-метками.
RFID технология не только упрощает складские и логистические функции, но и позволяет магазинам формировать бесконтактные регистры прихода и отпуска товаров. В такой ситуации высока вероятность того, что множество функций бухгалтера исчезнет, благодаря автоматическому формированию, передаче и учету фактов хозяйственных операций. Достаточно будет одного разработчика, который будет поддерживать программные средства для предоставления данных любой формы, наполнения и степени агрегирования или детализации. Все это, естественно, в электронном виде и практически в режиме реального времени.
Звучит фантастически, не правда ли? Но к этому есть предпосылки.
Инновации в системе поставок (Supply Chain) компании Tesco дает поставщикам возможность узнать уровень продаж их продукта в каждом магазине, пополнять запасы на полках при достижении минимального порога. Выписанные накладные продавца автоматически, без обработки бухгалтерией покупателя, корректно приходуются системой бухучета покупателя.
И зачем нам бухгалтер, если эти внутренние функции учета перекладываются на внешнего поставщика? Может ли так случиться, что профессия бухгалтера совсем исчезнет? Где наши «голубые океаны»?
Ответ на этот стратегический вопрос можно искать в концептуальных основах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые обязательны, полностью или частично разрешены к применению в более чем половине стран мира. Отчетность компании обладает исторической и прогнозной ценностью, т.е. информирует о состоянии дел в прошлом, на основании чего принимаются решения об инвестициях в будущее.
Бухгалтера готовят финансовую отчетность для пользователей — лиц, которые принимают решения относительно выделения средств субъекту отчетности. Такими лицами являются, прежде всего, кредиторы — банки, подрядчики, поставщики, заимодавцы, акционеры, а также органы управления или влияния — государство, местная община. Они ищут среди цифр отчетности подтверждение своим ожиданиям, хотят быть уверенными, что компания вернет им деньги, выплатит дивиденды или другие блага, которые они ожидают. Финансовая отчетность для них — это своего рода фундамент, на котором строятся «доходные дома». Если компания показывает стабильные доходы, ее активы и бизнес растет, прибыли хватает на выплату процентов и дивидендов, кредитодатели или инвесторы с удовольствием предоставят ей деньги на расширение бизнеса.
Почему же тогда мы наблюдаем, что бешеной популярностью пользуются акции некоторых технологических компаний, не имеющих «долгой и красивой истории»? Эти компании не показывают операционную прибыль в своей финансовой отчетности, никогда не выплачивали дивиденды, а соотношение цена акции к прибыли на акцию, которой показывает во сколько раз цена покупки каждой акции превышает прибыль на эту же акцию, измеряется трехзначными коэффициентами?
Например, для компании Netflix — поставщика фильмов и сериалов — соотношение рыночной капитализации (рыночной стоимости всех акций) к чистой прибыли по состоянию на 8 июля 2016 г. согласно NASDAQ составала 335,48. По состоянию на январь 2016 г. у компании было свыше 69 млн. клиентов по всему миру.
Недавно в Украине начала работать компания Uber — мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Ее рыночная капитализация на данный момент около $60 млрд., однако компания еще даже не вышла на позитивный денежный поток, и только в 2017-2018 гг. менеджеры компании планируют войти в устойчивый тренд операционной прибыльности.
Очевидно, что инвесторы, покупая акции таких компаний и рассчитывая на доходы в будущем, смотрят не назад – историю, факт достижений, а вперед – в перспективу, что не подтверждается ни одной цифрой из финансовой отчетности.
Где же здесь место бухгалтера ?
Ответ прост, место бухгалтера сдвигается с «задних рядов» (факт, результат) далеко вперед (прогноз, перспектива). Для того, чтобы представлять ценность для работодателя, привлекать капитал, выходить на рынки низкозатратного финансирования, бухгалтера должны смотреть далеко вперед, поддерживать процессы разработки стратегии предприятия. Никто лучше бухгалтера не покажет в цифрах «воздушные замки» бизнеса, никто лучше финансового аналитика не просчитает варианты и не посоветует лучшие маршруты к достижению целей развития. Акценты в профессии бухгалтера и финансиста смещаются в сторону стратегических функций.
Есть еще одна группа пользователей финансовой отчетности, которую часто называют — внутренняя: контролирующие акционеры, менеджмент, работники. Они менее заинтересованы в составление внешней финансовой отчетности, т.к. у них есть доступ к внутренней инсайдерской информации, управленческому учету. Но они также заинтересованы в будущем своей компании: устойчивом развитии бизнеса, увеличении доходов, стабильной работе. Результаты деятельности — взгляд на исторические показатели, такие пользователи анализируют для оценки эффективности деятельности.
«Хорошие вы девчата, только жаль, что бухгалтера», — произносил менеджер отдела урегулирования убытков, заходя к нам в бухгалтерию страховой компании.
Бухгалтер, составляя финансовую отчетность за период или на отчетную дату, спустя один-два месяца после этой отчетной даты, «смотрит» назад, фиксирует сложившийся факт, отражает события, которые уже имели место. Нужны ли директору результаты деятельности спустя два или даже один месяц? Скорее всего — нет, слишком поздно. Слишком поздно бывает принимать решения на основании просроченной информации месячной давности. Конкуренты выпустили новую продукцию, изменились условия ведения бизнеса – например, ставки процента, налогов, пошлин или др. Получается, что и внутренним пользователям не нужна информация из устаревшей финансовой отчетности? Зачем же тогда бухгалтер? А вывод — тот же, бухгалтер нужен для того, чтобы просчитать альтернативные варианты развития, найти ресурсы для роста, помочь снизить затраты, убрать не эффективные расходы. Бухгалтер становится незаменимым помощником, партнером и единомышленником бизнесмена. Не тянет назад, в прошлое, а обладая статистикой, анализируя, чувствуя «спинным мозгом», поддерживает стратегии.
С новым стратегическим функционалом бухгалтера будут рассматривать бухгалтерские программы и автоматизацию учетных процессов не как конкурирующую сторону, а как союзника, который избавляет их от рутинных действий и освобождает время и мозг для аналитики и созидания будущего.
Меняйтесь, господа бухгалтера, и вы всегда будете на гребне волны «голубого океана».
Елена Любящева, FCCA,
бизнес-тренер ДИПИФР,
заместитель начальника отдела аудита
BDO Украина