На данный момент компания «Нафтогаз» не нуждается в выпуске еврооблигаций. Не существует ни критической финансовой, ни производственной необходимости привлечения 1 млрд. долл.
В НАК «Нафтогаз Украины» заявили о планах в октябре 2018 г. осуществить выпуск еврооблигаций на сумму 0,5 – 1 млрд. долл. «Да, мы будем выпускать. Я думаю, что это будет в октябре», – сказал председатель правления компании Андрей Коболев.
На данный момент компания «Нафтогаз» не нуждается в выпуске еврооблигаций. Не существует ни критической финансовой, ни производственной необходимости привлечения 0,5-1 млрд. долл. Компания не проводит инвестиционную деятельность на зарубежных рынках и не имеет планов развития внутренних сегментов газового рынка Украины. «Нафтогаз» декларирует формальную прибыль – 1,5 млрд. долл.
В то же время, имеющаяся информация свидетельствует, что «Нафтогаз» пытается использовать выпуск еврооблигаций для продолжения политики захвата газовых сетей. Недаром, в отчете компании в разделе «другие виды деятельности» наравне с проектом в Египте (добыча нефти и газа) поставлен сегмент распределения газа и подконтрольная «Нафтогазу» компания «Кировоградгаз». Привлеченные средства будут направлены прежде всего на дальнейшею организацию процесса вытеснения с рынка действующих облгазов. Следующим шагом станет перевод газовых сетей под контроль «Нафтогаза», что позволит компании собирать с населения оплату за газ.
Более того, также государству придется выступить гарантом выпуска еврооблигаций, поскольку «Нафтогаз» на международных рынках не является компанией, которая пользуется доверием на международных финансовых рынках.
При таких условиях этот шаг «Нафтогаза» вызывает сомнения в целесообразности выпуска еврооблигаций и может свидетельствовать об очередной финансовой «схеме» компании. Сегодня «схемы» «Нафтогаза» – это поставки реверсного газа, завышенная цена на газ собственной добычи, получения дотаций из бюджета страны и другие сомнительные финансовые манипуляции.
Собственно, возникает главный вопрос. Для чего «Нафтогазу», который демонстрирует формальную прибыль на уровне 39 млрд. грн (1,5 млрд. долл.), привлекать внешние кредиты? При этом «Нафтогаз» не занимается и не планирует заниматься – по крайней мере, официально, – инвестиционной деятельностью. Например, инвестиции в развитие газодобычи в других странах, покупку инфраструктурных объектов за рубежом или в Украине, организацию торговли газом на европейском рынке.
Для развития собственной добычи газа «Нафтогаз» и его дочерняя компания «Укргаздобыча» получают более чем достаточно средств. Настолько много, что они не успевают их осваивать. В 2017 году дочерние структуры «Нафтогаза» смогли использовать на развитие добычи газа только 9 млрд. грн., а более 30 млрд. грн. так и остались лежать мертвым грузом на счетах компании.
Именно поэтому экономические основания для привлечения 0,5 или 1 млрд. долл. для нужд «Нафтогаза» являются необоснованными, а также такими, которые позволят сторонним компаниям «нажиться» на «Нафтогазе». Ведь выпуск еврооблигаций – это возможность иностранных компаний дополнительно заработать на государственной компании «Нафтогаз Украины». Речь идет фактически о привлечении кредита на сумму 1 млрд. долл. В лучшем случае процентная ставка будет составлять 8-10%. За пять лет «пользования» такими ненужными еврооблигациям «Нафтогазу» придется заплатить как минимум 250 млн. долл.
ЮРИЙ КОРОЛЬЧУК
ЧЛЕН НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА ИНСТИТУТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ