Мнения

Экологическая политика президента должна выстраиваться на фундаменте защиты экологических прав

Сегодня Украина является высокорисковой страной, с одним из самых низких показателей продолжительности жизни в Европе в основном по причине огромного количества экологических проблем, обусловленных неэффективностью государственного управления и коррупцией на разных уровнях.

За почти 30 лет на функционирование профильных ведомств и всего государственного аппарата, который должен был обеспечить соблюдение статей 16, 50 Конституции Украины, гарантирующих право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, выделялись миллиарды гривен, но при этом каждый год ситуация только ухудшалась. Хотя ради справедливости отмечу, что локально принимаются меры, есть ответственные депутаты, которые продвигают законодательные решения для развития зеленой энергетики и органического производства, но в целом ситуация кардинально не меняется.

Время проходит, ресурсы расходуются, люди все равно болеют и умирают. А ответственных за потерю людьми в Украине более 10 лет жизни, в первую очередь, из-за экологических факторов – не наказывают. Напомню, украинцы живут в среднем 66 лет, а не так далеко от нас в экологически благополучной и экономически развитой Швеции – 80 лет, в Польше – 74 года.

Сегодня, опираясь на поддержку международных партнеров, в Украине уже разрабатываются и принимаются важные стратегические документы, в частности – Закон по оценке влияния на окружающую среду (ОВД) и Стратегия низкоуглеродного развития. Но эта нормативная основа не будет иметь должного эффекта без переформатирования государственной политики по принципу системного стимулирования экологизации в Украине. А это требует действий на нескольких уровнях — от реформы судебной системы, пересмотра существующих законов, совершенствования институтов экологического страхования, до запуска полноценной системы торговли выбросами (климатическая биржа) и других важных мер. Эти изменения можно осуществить только при участии настоящих экологических организаций, которые доказали свою эффективность реальными делами.

Международный фонд «Сокращение Рисков», который я возглавляю, десять лет реализовывает программы по внедрению экологических решений и технологий. Начатый в 2008 году нашей командой проект по защите экологических прав, еще на базе Партии Зеленых Украины, был успешно продолжен в 2015 году. Эта инициатива в том числе обусловлена взаимодействием с комитетом устойчивого развития ПАСЕ в связи с разработкой пилотного проекта по интегрированному управлению рисками на примере Украины. В рамках этой инициативы в 2011 году в Верховной Раде был проведен форум на тему государственно-частного партнерства для формирования политики управления рисками, в котором участвовал Мевлют Чавушоглу, президент ПАСЕ на то время.

В 2012 году совместно с Богданом Гаврилишиным впервые в Украине мы представили доклад Римского клуба «Синяя экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест», в котором член Римского клуба Гюнтер Паули обобщил опыт предпринимателей и ученых по запуску бизнес-проектов для одновременного решения как экологических, так и социальных проблем.

Чтобы стимулировать изменения в обществе, Фонд «Сокращение рисков» совместно с юристами и экологами выработал экспертный и правовой инструментарий для привлечения загрязнителей к ответственности, получен ценный опыт защиты экологических прав, проявлены проблемные аспекты в функционировании органов власти – начиная с работы Министерства экологии и природных ресурсов, Госэкоинспекции, Госпродпотребслужбы и заканчивая другими государственными органами, которые необходимо реформировать.

С 2015 года у нас идет активная судебно-правовая работа по нескольким объектам разных форм собственности в Киевской области, с целью сократить загрязнения и возместить людям ущерб, который они получили из-за нарушения предприятиями природоохранного законодательства, экологических и санитарных норм; в частности речь идёт о Трипольской ТЭС ПАО «Центрэнерго» в Украинке, полигоне ТБО в Киево-Святошинском районе, нефтебазе компании БРСМ в Васильковском районе и компании Агромарс в Вышгородском районе.

Иски в суд подавались на основе собранной доказательной базы и проведенных исследований, которые у нас заняли больше года в связи с глубиной проработки, но мы получили достоверный фактаж о взаимосвязи загрязнений и состояния здоровья людей. В частности, для проведения исследований были привлечены государственные учреждения: «Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева» Национальной академии медицинских наук Украины, Киевский независимый Институт судебных экспертиз; также привлекались эксперты украинского Института зеленой экономики, экологические аудиторы компании EY, а также специалисты Гринпис, которые предоставили снимки с космоса и их расшифровку.

За это время прошло более тысячи заседаний судов, и в 2017 году были получены прецеденты положительных решений (дело по пожару на нефтебазе БРСМ) в пользу каждого пострадавшего на сумму ущерба от 80 до 150 тыс. грн, и даже 1 млн. грн. Такой подход практикуется как в странах ЕС, так и странах англосаксонской правовой системы (Великобритании, США), и он показал свою эффективность для формирования эффективной природоохранной политики.

Если предприятие нанесло ущерб окружающей среде и людям, то оно обязано не только компенсировать вред людям, но и вложить средства в восстановление экосистемы.

Вследствие экологической активности на меня и моих партнеров неоднократно пытались оказывать давление – от нелепых заказных статей в СМИ до давления с использованием админресурса. Аргументы загрязнителей о дорогих технологиях, сокращении рабочих мест, уплате больших эконалогов и штрафов – не выдерживает никакой критики. Так как это просто попытка сохранить нынешнее положение вещей, а не добиваться за счет модернизации и ресурсоэффективности повышения рентабельности и инвестиционной привлекательности предприятия и региона.

Как пример, по инициативе UNIDO (Программа промышленного развития ООН) в Украине с 2018 года началось внедрение дополнительных финансовых механизмов в виде зеленых бондов и разработки соответствующей регуляторной базы. Как известно, мировой рынок «зеленых» облигаций стремительно развивается и открывает доступ к большому пулу инвесторов и инвестиций.

За последние четыре года со стороны громад и местных органов власти был получен положительный отзыв и высказана заинтересованность к нашей практике, от бизнеса также появился запрос на изменение подходов к распределению эконалогов. То, что только 20% эконалогов остается на местах, а остальное размывается в облрадах и государственном бюджете без понятных критериев эффективности использованных средств, давно должно стать предметом рассмотрения в парламенте с публичным обсуждением, какую новую налоговую модель необходимо внедрить (мною с 2007 года неоднократно поднимался вопрос о необходимости проведения эконалоговой трудовой реформы).

Сегодня у Президента Владимира Зеленского есть положительный заряд на изменение системы. Это видно по многим заявлениям, в частности – по публичному обсуждению ситуации в Кривом Роге с участием предприятий и местной громады. Но чтобы хорошие намерения не использовали в своих целях разного уровня коррупционеры, Президенту необходимо выстроить взаимодействие с экспертными и общественными группами, заслужившими уважение многолетней деятельностью.

Более 20 лет природозащитники, общественные организации и честные журналисты формировали социальный запрос на экологизацию страны; в частности, журналисты экологического телеканала «Тонис», который мне принадлежал до 2011 года. Общество накалилось и давно заинтересовано в улучшении экологической ситуации, поэтому перед Президентом и его командой стоит сложная многоуровневая задача.  Надеюсь, что зеленый цвет, который использует партия «Слуга народа» наполнится настоящим идеологическим смыслом, объединяющим Украину.

Владимир Костерин

Глава международного фонда «Сокращение рисков” (Risk Reduction Foundation, Swiss)

Оксана Ельченко