Говорят, что Украина получит первый транш МВФ в марте. Очень надеемся, что так и будет.
Трудно сказать, какой будет размер транша, так как звучит разная информация. Сообщают, что размер будет в пределах $3-5 млрд. Я думаю, что на этом этапе не будет пополнение золотовалютных резервов Украины. Эти средства пойдут на уплату долгов, и я считаю, что их хватит только до июня месяца.
Я считаю, что кредит положительно повлияет на курс. Если лишней эмиссии гривны не будет, то дополнительные валютные средства смогут психологически успокоить рынок, а если их будет достаточно, то они действительно смогут или пополнить золотовалютные резервы Украины, или их можно будет использовать на интервенции Национального банка на внутреннем межбанковском рынке для поддержания курса гривны. Возможно, об этом говорить еще рано. Но, если во второй половине года будет достаточно средств, это станет возможно. К тому же жесткая экономия и ограничительная политика эмиссии гривны со стороны регулятора, этому будет способствовать. Какой курс будет гривни до конца года, сказать трудно, потому что мы не знаем внутренней политики. Правительство говорит об одних позициях и целях, а Нацбанк — о других. НБУ интересуют только инфляция, цены. А цены уже выросли на 30% за год. Я считаю, что внутренняя политика еще неконкретная и несистематизированная. Неизвестно, как внутренняя политика повлияет на курс, но сейчас еще нет надежных позиций.
Кроме того, я думаю, что кредит МВФ повлияет на гарантии инвестиций в Украину. Сначала они будут инвестировать в государственные ценные бумаги. Высокие ставки по облигации, по украинскому долгу остаются, а средства Украина получит, значит, те инвесторы, которые работают с украинскими облигациями, определят, что момент положительный. А вот в отношении инвесторов в предприятия, экономику, бизнес, то пока трудно ожидать положительных сдвигов от частного сектора инвесторов. Будут инвестиции только от государственных фондов ЕС и других государств. Они будут носить адресный характер по конкретным позициям или объектам, как восстановление экономики, энергетического сектора, сельского хозяйства и тому подобное. Мы не будем переживать всплеск рыночных инвестиций, будет больше государственных и международных. Я думаю, что после того, как мы получим транш от МВФ, западные страны отреагируют положительно.
Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ