Мнения

Украина и ЕС открыли друг другу небо. Летать станет дешевле?

Теперь хотя бы в одной отрасли Украина будет Европой, с точки зрения законодательства

Наконец-то Украина и Евросоюз подписали договор о Совместном авиационном пространстве, который был готов к подписанию еще в 2013 году.

Для чего его нужно было подписывать

Это о том, что Украина демонстрирует свою европейскость и обязуется принять европейское законодательство и европейские подходы в одной отдельной авиационной отрасли.

Это для того, чтобы подходы ко всем процедурам (и безопасность, и коммерческие…) стали, как в Европе. О том, что мы обязуемся принять перечень европейских регуляций, связанных с авиацией (список действительно большой, и Украина их быстро не примет, даже если очень захочет).

Это не про то, что сразу станет дешево летать и моментально появятся новые маршруты (по состоянию на сегодня и так почти все между Украиной и Европой открыто настежь, т.е за очень небольшими исключением (Франция, Нидерланды, Чехия) и так все было “открытым небом”).

Смело вангую, что скоро WizzAir и Ryanair анонсируют рейсы в Париж, Амстердам, Прагу, Одессу, только, боюсь, это более-менее все, что можно выдавить из договора сейчас.

При этом, как и для всех остальных украинских субъектов (хоть агро, хоть машиностроение, любая украинская  отрасль), договор изначально дискриминационный. Ни в одной отрасли, будь то поставка помидоров во Францию или перевозка фурами в Польшу, украинская сторона не получает равные условия, не получит она их и здесь.

Я участвовал в создании договора еще на этапе согласования текста. На мою инициативу “давайте сделаем, чтобы украинские компании были в равных условиях с европейскими, и с момента подписания договора можно было бы летать внутри Европы так же, как внутри Украины”, мне сказали “не лезь, европейцы лучше знают, что нам надо, и принципиально никто ничего менять не будет”.

И уж совсем крамольная мысль, ни у Госавиаслужбы, ни у МАУ, ни у Skyup никогда не было возражений или сопротивления против подписания договора про САП, просто потому, что для них выгод от договора больше, чем неудобства – в случае, если САП работает, то меньше вопросов со стороны всех проверяющих: от ИКАО, и до лессоров. Какие организационные вопросы? Все по европейским правилам.

Суть события не в том, что теперь стало все за один евро, а в том, что хотя бы в одной отрасли Украина будет Европой, с точки зрения законодательства.

Большой кусок биографии завершен с этим подписанием.

Оригинал

Ольга Степанова