Мнения

Похлеще победы над Путиным

У меня в голове уже сложился определенный типаж — этакая блондинка лет 23-х, агрессивная и не желающая воспринимать факты. Лет через сорок-пятьдесят она станет бабушкой, вроде тех, которые под Донецкой ОГА бросаются на журналистов и всех подозревают в шпионаже.

Одну блондинку я встретил в начальное время оккупации Крыма, когда ехал из Симферополя в Запорожье. Она была дончанкой и училась в Таврийском университете. Она повторяла, что вот на Майдане герои-беркутовцы полегли в борьбе с экстремистами.

Когда я предложил ей сравнить статистку погибших и напомнил, что насилие началось с легкой руки как раз «Беркута», то она все равно продолжала повторять: «Почему вы называете убитых майдановцев героями, а убитых беркутовцев — нет?». Самое страшное, что она учится (или училась) на правоведении.

Вторая попалась в день выборов президента в поезде Киев-Луганск. Поезд объезжал зону боевых действий. И мы опаздывали часа на три. С утра слово за слово заговорили о нынешней ситуации. Она явно разгорячилась и, бурно вращая глазами, стала вещать, дескать, все началось с Майдана. Я попросил ее послушать факты, но она презрительно выкрикнула: «А я не хочу слушать!».

Третью я встретил в освобожденном Краматорске. Она работала в фастфуде. Я разговорился с ней, желая услышать точку зрения местных жителей на происходящее. Она разгорячилась, засыпала меня кучей вопросов.

Я начинал отвечать, но, видимо, ответы ее не интересовали, потому как она меня тут же перебивала и выдавала какой-то монолог вроде того, что мы на своей земле и какого черта приперлась сюда украинская армия? То, что после возвращения украинской армии настало спокойствие, ее нисколько не смущало.

Всех их объединяло одно: они не хотели слышать ни слова о праве. Любом праве. Их праве в том числе. Я пытался проводить аналогии: вот вам перестанут платить зарплату, и вы имеете право на протест в рамках закону. Ну а если правительство системно нарушает права граждан, то граждане имеют на восстание.

Они пропускали все это мимо ушей. Для них это были лишь словеса, которые существуют для прикрытия реальности. Думаю, что такое сознание присуще очень многим жителям Донбасса.

Я сталкивался с тем, что даже те, кто поддерживают Украину мыслят все в той же парадигме, что и сторонники России или придуманной Новороссии. Если одним кажется, что Путин придет и порядок наведет, то другие представляют, что, условно говоря, Бандера сделает это же. В их представлении Бандерой мог быть либо Ляшко, либо Тягнибок. То есть, надежды они возлагают на некую сильную руку, которая будет карать и миловать, и кормить их, лояльных граждан.

Им не приходят в голову мысли о том, что никакая рука на свое усмотрение карать или миловать не имеет права, что этим должен заниматься суд, или что никакая, даже самая сильная рука, не в состоянии накормить всех страждущих. Понятно, что и ответственность за свою судьбу они перекладывают на эту самую сильную руку.

В наших ушах уже несколько месяцев звучит пламенный призыв «Услышьте Донбасс!». Мне кажется, что вся страна напрягла ушные перепонки и только то и делает, что пытается услышать Донбасс. Но что там слышать, если ничего внятного он не декларирует?

Придет время и когда-нибудь весь это кошмар закончится. Путин со своими бандитами уберется восвояси. И нам снова придется прислушиваться к Донбассу. И боюсь я, что услышать его снова не удастся. Потому что ватники уйдут, а вата ну уж у очень многих жителей региона останется. А убрать ее оттуда — это задачка похлеще победы над Путиным будет.

Текст подготовлен при поддержке Центра информации по права человека.

lukanov